Версия для слабовидящих

История

11.08.2014
История Государственной инспекции труда в Красноярском крае

Создание инспекции труда, как необходимого института социальной политики, берет свое начало в 19-м столетии. Инспекция труда появилась в Великобритании в 1802 году, когда Парламент издал акт об охране здоровья, этике поведения подмастерьев на ткацких и других фабриках. Шухарт, немецкий предприниматель, в 1837 году предложил учредить государственную фабричную инспекцию. Первый инспектор фабрик был назначен в Великобритании в 1898 году.

Создание Международной организации труда пришлось на конец первой мировой войны. В своем уставе Международная организация труда потребовала от всех государств - членов учредить систему инспекции труда.

К концу второй мировой войны была завершена работа над созданием Конвенции 1947 года за № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле, в 1959 г. была принята Конвенция об инспекции труда в сельском хозяйстве № 129.

В России, согласно Высочайше утвержденному мнению Государственного Совета "О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах", в июне 1882 г. была учреждена особая инспекция по наблюдению за исполнением постановлений о занятиях малолетних рабочих. В июне 1886 г. в дополнение к особой инспекции учреждаются новые должности, и таким образом создается инспекция по надзору за заведениями фабричной промышленности.

В 1913 году был принят Устав о промышленном труде. В него вошли Устав о промышленности и Горный устав 1893 г., законы о рабочем времени 1897 г., законы о вознаграждении рабочих за увечье и о старостах в промпредприятиях 1903 г., о страховании рабочих от несчастных случаев и болезней 1912 г.

В 1918 году Декретом Совета народных комиссаров РСФСР "Об учреждении инспекции труда" учреждена инспекция труда в ведении Наркомтруда. В обязанности инспекции входила охрана жизни, здоровья и труда всех тех, кто был занят какой бы то ни было хозяйственной деятельностью. Надзор на предприятиях возлагался на отдельных лиц - технических инспекторов.

В 1924 году Постановлением СНК РСФСР было принято Постановление

"О порядке привлечения инспекторами труда нанимателей к ответственности за несоблюдение постановлений, направленных на охрану жизни и здоровья трудящихся".

Значительное изменение в организации инспекций произошло в 1933 году: в соответствии с Постановлением ЦИК, СНК СССР и ВЦСПС "Об объединении Народного Комиссариата труда СССР с ВЦСПС" инспекция труда была организована по отраслевому принципу при всех отраслевых центральных комитетах профсоюзов. В таком организационно - правовом положении инспекция просуществовала вплоть до 1994 года, более 70 лет.

1994 год.

Указ Президента Российской Федерации № 850 "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" установил, что государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекцией) и подведомственными ей госинспекциями труда на местах. Указ закрепил основополагающие права госинспекторов труда (беспрепятственно посещать организации, проводить проверки, налагать штрафы) и принципы организации деятельности Рострудинспекции.

Указ Президента Российской Федерации № 1504 "Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции)". В соответствии с Положением Рострудинспекция и подведомственные ей госинспекции труда по субъектам РФ образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда в организациях всех форм собственности. В Положении закреплялись конкретные задачи, функции, полномочия, порядок организации и обеспечения работы инспекции и ее работников.

В целях реализации Указов Президента было принято постановление Правительства Российской Федерации № 1115 "Об обеспечении деятельности Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции) и подведомственных ей инспекций в субъектах Российской Федерации".

Приказом руководителя Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации № 35 "Об образовании государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации" образовывались Госинспекции труда в субъектах РФ, в том числе была создана Государственная инспекция труда и в Красноярском крае. Тем же приказом устанавливался порядок осуществления функций, финансирования и организации деятельности инспекций.

Приказом руководителя Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации № 24 руководителем Государственной инспекции труда – главным государственным инспектором труда по Красноярскому краю был назначен Пиманов Владимир Иванович.

1996 год.

Издан Указ Президента № 209 "О проверках соблюдения законодательства об оплате труда". В целях обеспечения своевременности выплаты заработной платы работникам организаций независимо от форм собственности Рострудинспекции было поручено проводить проверки соблюдения законодательства об оплате труда совместно с органами налоговой инспекции и налоговой полиции с ежемесячными докладами о результатах проверок и принятых мерах.

1997 год.

Принято Постановление Правительства РФ от 28.08.97 года № 1092 "О порядке использования административных штрафов, взыскиваемых в 1997 году органами Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда".

1998 год.

Принят Федеральный закон № 58 – ФЗ от 11.04.98 года. Указанным законом ратифицированы Конвенция Международной организации труда № 81 об инспекции труда и Протокол 1995 года к этой Конвенции.

В соответствии с указанной Конвенцией структура системы инспекции труда состоит из центрального органа и подконтрольных ему территориальных подразделений. В статье 6 однозначно закреплено, что персонал инспекции труда состоит из государственных служащих, статус и условия работы которых обеспечивают стабильность занятия ими должностей и делают их независимыми от любого не должного внешнего влияния.

1999 год.

Правительством принято постановление РФ № 279 "Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве" и принят Федеральный Закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" № 181. Настоящий закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками  и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Согласно этому закону основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
- расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2001 год.

В декабре Госдумой был принят и 1 февраля 2002 года введен в действие Трудовой Кодекс Российской Федерации, в котором была внесена глава 57 о государственном надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Статья 353 гласит, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории России осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Ст. 354 утвердила федеральную инспекцию труда как единую централизованную систему государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации, и руководство ее деятельностью осуществляет главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность Правительством Российской Федерации. Руководителей государственных инспекций труда – главные государственные инспекторы труда в субъектах Федерации назначаются главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Согласно Положению о Гострудинспекции, основной задачей инспекции является обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда.

Основными функциями государственной инспекции труда являются:

осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на территории соответствующего субъекта РФ, а также на других территориях и местностях, определенных соответствующими решениями главного государственного инспектора труда РФ в отношении зон деятельности организаций, выходящих за территорию данного субъекта;

расследование в установленном порядке несчастных случаев на производстве, анализ их причин и разработка предложений по предупреждению таких случаев;

рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ;

информирование соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления о фактах нарушения законодательства РФ о труде и охране труда;

участие в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства РФ о труде и охране труда;

обобщение и анализ опыта работы по применению законодательства РФ о труде и охране труда;

прием граждан (в том числе на территории организаций), рассмотрение заявлений, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях трудовых прав;

представление в установленном порядке в Минтруд России отчетов о результатах деятельности инспекции, докладов и обзоров по соблюдению законодательства РФ о труде и охране труда.